На главную






Дамба

ОЛЬГИНСКАЯ ДАМБА

Она включена в перечень объектов культурного наследия Ростовской области.

Однако расстояние между станицами Махинской и Аксайской  тяжело преодолевалось, особенно в непогоду и период весеннего паводка. Поэтому наказной атаман Войска Донского генерал кавалерии Максим Григорьевич Власов 11 июля 1846 года всенародно объявил о начале строительства дамбы. Поскольку памятная дата совпадала с днем тезоименитства ее Императорского Высочества великой княгини Ольги, дочери императора Николая I, атаман предложил, чтобы новый храм в Махинской станице был освящен во имя благоверной и великой княгини Ольги, саму станицу переименовать в Ольгинскую и «название дамбы украсить именем Ее Величества».

Строительные работы под руководством П.Я. де Витте начались на следующий день и продолжались на протяжении девяти лет, и ее строительство было сопряжено с различными трудностями  – эпидемии холеры, бегство рабочих, воровство подрядчиков. Семь с половиной верст дамбы обошлись казне в 935 236 рублей. На этом пространстве было сооружено восемь мостов через пойменные озера и топкие низины. Около 100 человек, среди которых офицеры, писари, урядники и казаки, обслуживали дамбу, нижние чины на погонах имели буквы «ОД»  Ольгинская дамба.

В Великую Отечественную войну ольгинцам, как и всей стране, приходилось терпеть оккупацию фашистских войск, подступавших в августе 1941 года к Аксаю. После бомбежки авиацией железнодорожного моста в Ростове, было принято решение о сооружении одноколейной железной дороги по Ольгинской дамбе от Аксая до Батайска. Причем по дамбе сохранялось движение автомобильного и гужевого транспорта. Сильное наводнение в марте 1942 года смыло верхнюю часть Ольгинской дамбы.

Благодаря борьбе с разбушевавшейся стихией, разрушение мостов дамбы и шоссе было в значительной мере предотвращено, однако железнодорожное полотно было полностью смыто потоком воды с Ольгинской дамбы. Все имевшиеся на дамбе мосты были взорваны.

В настоящее время по Ольгинской дамбе проходит автомобильная дорога «Магистраль «Дон» – ст. Ольгинская – х. Верхнеподпольный – автодорога г. Ростов-на-Дону (от магистрали «Дон») – г. Семикаракорск – г. Волгодонск».