Уважаемые владельцы крупного рогатого скота!
Уважаемые владельцы крупного рогатого скота!
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) информирует, о сложной эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота, сложившейся на территории Ростовской области. На сегодняшний день зарегистрировано более 280 карантинных пунктов.
Лейкоз - хронически протекающая инфекционная болезнь крупного рогатого скота (далее - восприимчивые животные).
В развитии болезни различаются бессимптомная, гематологическая и клиническая стадии. В бессимптомной и гематологической стадиях у восприимчивых животных характерные клинические признаки болезни отсутствуют.
Бессимптомная стадия болезни характеризуется наличием в сыворотке крови восприимчивых животных антител к возбудителю лейкоза.
Гематологическая стадия характеризуется хроническим сохранением увеличенного числа лимфоцитов в периферической крови восприимчивых животных.
Характерными клиническими признаками болезни в период клинической стадии у восприимчивых животных являются:
- увеличение лимфатических узлов;
- появление опухолевых новообразований в различных частях тела;
- нарушение половых циклов, гипотония преджелудков, отеки в области шеи, подгрудка, подчелюстного пространства, живота, одно- или двусторонний экзофтальм (пучеглазие), исхудание, снижение молокоотдачи, выпадение шерстного покрова на голове и холке.
Возбудителем лейкоза является онкогенный РНК-содержащий вирус. Во внешней среде возбудитель сохраняет жизнеспособность в течение 6 часов, в молоке - до 18 календарных дней, погибает под действием прямого солнечного света в течение 4 часов, ультрафиолетовых лучей - в течение 30 минут.
Инкубационный период болезни составляет от 2 месяцев до 6 лет.
Источником возбудителя являются больные восприимчивые животные в том числе восприимчивые животные, не имеющие клинических признаков и выделяющие возбудитель во внешнюю среду.
Передача возбудителя осуществляется контактным, алиментарным, внутриутробным и трансмиссивным путями. Факторами передачи возбудителя являются кровь, молоко, секреты и экскреты больных восприимчивых животных и инфицированных восприимчивых животных, а также другие объекты внешней среды, контаминированные возбудителем.
Широкому распространению вируса лейкоза на территории области способствует нарушение владельцами восприимчивых животных ветеринарных правил, в том числе перемещение (продажа, покупка, сдача заготовителям мяса) восприимчивых животных без уведомления государственной ветеринарной службы и оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД).
Для недопущения дальнейшего распространения вируса лейкоза необходимо строго соблюдать Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 24.03.2021 года № 156, в соответствии с которыми владельцы животных обязаны:
- предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
- извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание лейкозом;
- принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также восприимчивых животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, которые могли контактировать с ними, а также обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;
- выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
- соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по лейкозу;
- не допускать смешивания восприимчивых животных из разных стад при их выпасе и водопое.
Диагноз на лейкоз считается установленным в одном из следующих случаев:
- получен положительный результат при гематологическом исследовании;
- обнаружены патологоанатомические изменения, характерные для лейкоза при гистологическом исследовании;
- получен положительный результат при серологических исследованиях.
При установлении ограничительных мероприятий (карантина) в эпизоотическом очаге:
а) запрещается:
- вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты или вывоза восприимчивых животных в резервацию;
- совместное содержание в помещениях или на выгульных площадках инфицированных, больных и здоровых восприимчивых животных;
- совместное доение больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
- использование для доения больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных одних и тех же доильных аппаратов, не прошедших дезинфекцию;
- сбор в общую емкость молока при доении больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
- использование больных, инфицированных восприимчивых животных и полученного от них приплода для воспроизводства стада;
- использование молозива от больных, инфицированных коров для выпойки телят;
- проведение отелов здоровых, больных и инфицированных восприимчивых животных в одном помещении (родильном отделении);
- совместный выпас больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
б) осуществляется:
- изолированное содержание и направление на убой больных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза на лейкоз;
- направление на убой инфицированных восприимчивых животных в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет до 5% от общего количества восприимчивых животных;
- оборудование дезинфекционных ковриков и (или) ванночек на входе (выходе) и дезинфекционных ковриков на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
- обеспечение смены одежды, обуви при входе на территорию эпизоотического очага и выходе с территории эпизоотического очага;
- дезакаризация и дезинсекция помещений, в которых содержатся восприимчивые животные;
- обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев.
Молоко и молозиво, полученные от больных восприимчивых животных, подлежат уничтожению. Молозиво, полученное от инфицированных восприимчивых животных подвергается термической обработке путем прогревания при температуре не ниже 85°С в течение не менее 10 минут, или кипячением в течение не менее 5 минут и используется внутри резервации.
Молоко, полученное от инфицированных восприимчивых животных, подвергается термической обработке путем прогревания при температуре не ниже 85°С в течение не менее 10 минут, или кипячением в течение не менее 5 минут или реализуется на молокоперерабатывающие предприятия.
Молоко, полученное от здоровых восприимчивых животных, реализуется на молокоперерабатывающие предприятия и (или) отгружается на собственную переработку, и (или) используется внутри хозяйства.
Убой больных и инфицированных восприимчивых животных осуществляется на предприятиях по убою животных или оборудованных для этих целей убойных пунктах. Запрещается сбор крови, сыворотки крови, эндокринных и других органов больных и инфицированных восприимчивых животных для последующего использования.
Также прошу принять во внимание, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в
целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена, в том числе на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 2) ч.1 ст. 44 Федерального закона № 248-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ должностными лицами Управления проводятся профилактические визиты в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. При проведении профилактического визита организациям не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований.
На основании изложенного, Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) информирует, что Вы вправе обратиться в Управление (на адрес электронной почты rshn28@fsvps.gov.ru либо почтовым отправлением по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 214 А) по вопросам проведения профилактического визита с целью профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.